четверг, 17 октября 2019 г.

Урок 6-7. Операционная система компьютера

Чтобы компьютер можно было использовать, на него нужно установить программное обеспечение (ПО).
 Обычно выделяют три вида ПО: системное ПО, прикладное ПО, системы программирования.
До недавнего времени ПО было жестко привязано к определенной операционной системе (ОС). В последние годы разработано много кроссплатформенных программ, у которых есть версии для разных ОС. Например, для работы в ОС Windows и в ОС Linux.
Рассмотрим более подробно системное ПО.

Операционные системы

Операционная система (ОС) - это комплекс программ, обеспечивающих согласованную работу всех узлов компьютера, а также удобный интерфейс (способ обмена данными) между пользователем и прикладными программами, с одной стороны, и аппаратными средствами компьютера - с другой стороны.

Операционная система обеспечивает:
  • взаимодействие пользователя и аппаратных средств (интерфейс пользователя);
  • обмен данными между прикладными программами и устройствами компьютера (аппаратно - программный интерфейс);
  • работу файловой системы  (хранение данных в виде файлов и папок);
  • запуск и выполнение прикладных программ;
  • обработку ошибок, контроль за работой оборудования;
  • распределение ресурсов компьютера между работающими программами (время работы процессора, память, внешние устройства)
Первые ОС появились на компьютерах второго поколения и были однозадачными.
Для увеличения загрузки процессора был разработан пакетный режим обработки заданий (В разные области памяти загружалось несколько программ, пока одна программа осуществляла ввод/вывод данных, процессор переходил к выполнению следующей программы).
На компьютерах третьего поколения часто применялся многопользовательский режим (режим разделения времени).
Хотя персональные компьютеры (ПК) относятся к пятому поколению компьютеров, ОС на первых ПК были однозадачными.
Все современные ОС - многозадачные, ОС распределяет время работы процессора между запущенными на выполнение программами, выделяя каждой из них кванты времени, так что создается впечатление одновременной работы нескольких программ.
Поколения ЭВМ

Современные операционные системы

Самые популярные операционные системы для ПК: Windows (90%), MAC OS (5%), Linux (1%)
ОС Windows разработана фирмой Microsoft, коммерческая разработка
MAC OS устанавливается на компьютеры фирмы Apple, коммерческая разработка.
Linux - свободное ПО.  Linux  начал разрабатывать финский студент Линус Торвальдс. Сейчас в разработке Linux принимают участие сотни разработчиков.

Самые популярные операционные системы для мобильных устройств: Android, Apple iOS,  Windows 10 Mobile
Практическая работа на ПК 

Домашнее задание
Подготовить в своем блоге не позднее 5.11.19 короткое сообщение с иллюстрациями об одной из ОС для ПК или мобильных устройств: Windows, MAC OS, Linux, Android, Apple iOS,‎  Windows 10 Mobile. Это задание должны выполнить все ученики 10а и 10б, независимо от того, присутствовали ли они на уроке! Ссылки на ваши блоги находятся здесь.   А вот темы, которые вы выбрали 

четверг, 3 октября 2019 г.

Урок 4-5. Право и этика в Сети. Службы Интернета и электронная коммерция

Дата проведения занятия 4.10.19
Компьютеры в сети взаимодействуют по модели "Клиент-Сервер"
ПО-Клиент запрашивает  определенные услуги, ПО-Сервер предоставляет эти услуги.
ПО-Клиент и ПО-Сервер образуют службу (сервис) сети. Поскольку пользователям требуются различные услуги, то и службы в сети существуют различные.
Каждая служба работает по своему сетевому протоколу. Посмотрите презентацию Босовой Л.Л о сетевых службах
Под протоколом понимают правила взаимодействия компьютеров и правила формирования сообщений.
Самостоятельно прочитайте информацию о сетевых протоколах, а также об основных сетевых службах (информация находится на сайте школы 497 Невского района Петербурга)
О компьютерной этике дополнительно можно прочесть в Википедии
Особенно важно решать правовые вопросы, когда мы касаемся темы электронной коммерции
Освоив новую информацию, переходите к практике

Практическая работа

четверг, 12 сентября 2019 г.

Урок 2-3. Структура сети. Облачные технологии. Школьный аккаунт. Школьная почта

Дата проведения занятия 20.09.19  

Представление о школьной сети

Какие типы сетей вы знаете? Посмотрите презентацию Виды компьютерных сетей
  1. Назовите основные особенности этих сетей.
  2. Какое оборудование используется в сетях 
  3. Как называется наиболее известная глобальная сеть? (Интернет)
  4. Из чего образуется сеть Интернет 
  5. Допускаете ли вы возможность существования другой глобальной сети? Чем они могут отличаться? (разные, несовместимые способы представления данных).

Сетевые коммуникации. Модель «клиент-сервер»

Если люди  удалены друг от друга, то  для коммуникации им  нужны услуги какой-то службы (сервиса)
В сети также необходимо обеспечить обмен данными (сообщениями) между компьютерами.
Если компьютер будет посылать запросы на обслуживание, то на этом компьютере должна быть установлена программа-клиентЕсли компьютер должен обслуживать запросы, то на нем должна быть установлена программа- сервер 
Сервер школьной локальной сети обеспечивает работу с глобальной сетью Интернет.
Для школы 640 в Интернет создана закрытая область - домен с адресом: school640.ru 

В этом домене создан  сайт "Виртуальная школа 640". Чтобы попасть на школьный сайт, надо открыть программу - клиент, которая называется браузер.
Мы работаем с браузерами Google Chrome (Chrome), Yandex-браузер или Mozilla FireFox

Электронная почта

О возможностях службы Электронная почта более подробно можно прочитать в Справке.



Рассмотрим основные возможности этой службы
Вот ссылки на справочные материалы
  1. Работа с письмами
  2. Маркирование (пометка) писем
  3. Защита от спама
  4. Как просматривать и группировать контакты
  5. Как использовать ярлыки для систематизации писем
  6. Фильтры
  7. Настройки почты

Практическая работа

пятница, 6 сентября 2019 г.

Урок 1. Техника безопасности в компьютерном классе. Медиабезопасность

Дата проведения занятия 6.09.19
Уважаемые десятиклассники! Начинаем новый учебный год.
1. Вспомним, что такое техника безопасности в компьютерном классе. Посмотрите презентацию о технике безопасности, отметьте в тетради правильные утверждения. Давайте совместно обсудим ответы, затем  вы распишетесь в журнале по технике безопасности.

2. Кроме соблюдения правил техники безопасности по отношению к оборудованию, следует позаботиться о медиабезопасности, то есть о безопасной работе в сети Интернет. Посмотрите материал  на эту тему.

3. Создайте форму-тест по технике безопасности. Эта статья-1  или эта статья-2 вам поможет. Отправьте форму учителю. (10б работает парами)

4. А может быть, кому-то просто не хватает слов, чтобы правильно и вежливо выражать свои мысли? Вот статья об исследовании словарного запаса людей, для которых русский язык - родной
  1. Прочитайте, как построен тест 
  2. Ответьте по электронной почте  на 10 вопросов, которые покажут, насколько внимательно вы читали этот материал. (10б работает парами)
  3. Пройдите Тест словарного запаса (Тест определяет ваш пассивный словарный запас), запишите в тетрадь результат и отправьте учителю сообщение по электронной почте о том, как оценен ваш словарный запас

Домашнее задание на 13.09.19
  1. Принести тетрадь для контрольных работ (18 листов)
  2. Если не успели на уроке, то пройти  Тест словарного запаса и отправить  письмо с ответами на 10 вопросов и результатом тестирования (Каждый ученик!)
  3. Если не успели на уроке, то сделать форму и отправить по эл почте учителю (Каждый ученик!)
  4. Вспомнить структуру школьной сети 
  5. Познакомить своих друзей и близких с Тестом словарного запаса

вторник, 16 апреля 2019 г.

Урок 30-31. Решаем задачи - готовимся к контрольной

Дата проведения занятия 17.04.19
 
Ребята! Напоминаем, 24.04.19 - контрольная работа по GIMP.
Сегодня решаем задачи, готовимся к контрольной работе. 

Дома для подготовки еще раз посмотрите все уроки, начиная с 18 урока.
 Здесь кратко изложена теория кодирования графических изображений и разобраны решения типовых задач.
Самостоятельно прочитайте документ о типах шрифтов
 Здесь типы задач и вопросы для контрольной.

среда, 3 апреля 2019 г.

Урок 28-29. Создание коллажа

Создание коллажа

Дата проведения занятия 3.04.2019
GIMP предоставляет инструмент для сохранения выделенной области как канал. Для одного изображения можно сохранить несколько выделенных областей.
Благодаря этому появляется возможность использовать сохраненные в каналах фрагменты для создания и редактирования нового изображения.
Таким образом можно создать, например, коллаж из разных фрагментов.

Иллюстрации для веб-сайтов

Смотрим презентацию К.Ю.Полякова «Компьютерная графика и анимация». Часть II

Иллюстрации для веб-сайтов должны быть сохранены только в тех форматах, которые умеют отображать браузеры (слайд 16).
Эти форматы предназначены для однослойных изображений. Поэтому все слои приходится сводить в один слой.
В перечисленных форматах используется сжатие данных. Если увеличивать степень сжатия, то качество изображения ухудшается, и наоборот (слайды 17 -22).
Форматы GIF и PNG плохо подходят для хранения изображения с плавными переходами цветов (градиентами). Поэтому для хранения фотографий желательно использовать формат JPG 

В Конструкторе сайтов Google для установки иллюстраций на веб-страницу в режиме редактирования используем кнопку "Вставить изображение".
Практическая работа 1 

вторник, 12 марта 2019 г.

Урок 26-27. Слои. Каналы. Сохранение выделенной области в канале

Дата проведения занятия 13.03.19
По теории смотрим презентацию «Компьютерная графика и анимация». Часть II слайды со 2 по 14.

Многослойные изображения

Зачем нужны слои? Слои помогают человеку избежать необратимых изменений в сложном изображении. Каждый содержательный с точки зрения человека объект рисуется на отдельном слое (слайд 3).
Каждый слой можно изменять и перемещать независимо от других. Однако, если смотреть на стопку слоев сверху, то увидим полный рисунок.
Для управления слоями предназначено диалоговое окно Слои.
Структура диалогового окна Слои (слайд 4).
Список Режим определяет, как текущий слой влияет на изображение, полученное с нижних слоев (слайд 5).
Операции со слоями (слайд 6).
Текстовый слой создается при использовании инструмента Текст (слайд 7). этот слой существует в векторном формате, но может быть преобразован в растровое изображение.
Маска слоя позволяет сделать часть изображения на слое невидимой или полупрозрачной, ничего не удаляя (слайд 8-9).

Каналы

Канал - инструмент, с помощью которого показывается совокупность точек изображения с одинаковым эффектом. Каждый канал имеет тот же размер, что и все изображение. Смысл этого понятия зависит от типа канала.
Например, в цветовой модели RGB значение канала R означает количество красного цвета, добавляемого к другим цветам пикселей. Здесь канал — совокупность точек указанного цвета в изображении.
Цветовые каналы применяются ко всему изображению, а не к отдельному слою. Есть основные каналы — красный, зеленый и синий. Можно создавать свои каналы. (слайды 11-13)
Маска выделения. При выделении вы видите "муравьиную дорожку", которая вычерчивает его контур, который разделяет выделение и маску (закрытую область). Маска — это канал в градациях серого, покрывающий изображение.
Для управления каналами используется окно Диалог каналов (слайд 11).
Выделенную область можно сохранить с помощью Диалога каналов (слайд 14).

Каналы используются в двух целях, поэтому диалог каналов разделён на две части: первая часть для цветовых каналов и вторая для масок выделения.


Практическая работа